Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Традиционная культура
Декоративно-прикладное искусство
Архивы
Музеи
Клубы, библиотеки
Эстрада
Кино
Театр
Музыка
Архитектура и изобразительное искусство
Литература и фольклор
Стр. [1...] [««] [«] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [»] [»»] [...45] 
Строительные обряды //
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ – комплекс ритуальных действий, сопровождающих выбор места установки дома, начало работ, закладку фундамента, поднятие стен (сруба) и матицы, кладку печи, вселение. Основной С.о. у чувашей – никĕс пăтти (букв. каша…
Студия актёрская //
СТУДИЯ АКТ Ё РСКАЯ (итал. stu­dio, от лат. studеo – усердно работаю, занимаюсь) – творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. С.а. чебоксарские . В марте 1919 на факультете
Сулă //
СУЛ Ă [сулъ] – женское и девичье украшение, носимое на левой или обеих руках, браслет. У низовых и средненизовых чувашей делалось из меди и серебра в виде согнутой пластинки с узорами (18 – 1-я пол. 19 вв. – геометрич. орнамент, с сер. 19 в. –…
Сундук //
СУНДУК, арча – изделие для хранения одежды, вещей. Изготовлялся в основном из досок, скреплённых металлич. скобами, размерами 0, 5–1, 5
Сунтăх //
СУНТ Ă Х [сундъх] – нагрудные нашивки из кумача на женской рубахе. Под таким названием в основном известны у низовых чувашей , у средненизовых чувашей эти украшения назывались кÿнчĕк. Ромбовид. фигуры С. из полосок красного…
Суровый стиль //
"В.С. Карандаев. «Земля Чукотская». 1973."СУРОВЫЙ СТИЛЬ – направление в советском изобразительном искусстве рубежа 1950–60-х гг., возникшее в условиях послевоенного времени и демо­кратических изменений (так наз. «оттепели») в противовес устоявшимся канонам парадного социалистического…
Сурпан //
"Сурпан верховых, средненизовых, низовых чувашей. 19 в."СУРПАН [сурбан] – женское головное покрывало в виде полосы белого тонкого холста с украшенными краями и концами. Обязател. принадлежность костюма замужней чуваш. женщины, из обихода вышла в 1-й пол. 20 в. Аналогич. голов. уборы имелись у многих…
Сурпан çакки //
СУРПАН Ç АККИ [сурбан с’ак’ки] – нагрудная подвеска, украшение праздничного и повседневного женского костюма во всех этнографических и эт­нотерриториальных группах чувашей. Имели вид прямоугольника размером 15×25 (закамские и…
Сурхури //
СУРХУРИ [сур­хури] – в тради­ционном обрядовом календаре чувашей праздник, связанный с зимним солнцестоянием. Входит в круг новогод. обрядности наряду с Рождеством Христовым , встречей Нового года ( Çĕ­нĕ ç ул )
Сухал //
СУХАЛ [сухал] – нагрудное девичье и женское украшение приуральских чувашей. Основа широкая, из плотного холста или сукна. Форма лопатообразная с округлым нижним краем, декор относительно простой – из нашитых серебряных монет достоинством от 15 до…
Сценография //
"Е.Е. Бургулов. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Русский драматический театр. 1952."СЦЕНОГРАФИЯ, декорационное искусство – вид художественного творчества, оформление сцены средствами архитектуры, живописи, прикладного искусства, костюма, дизайна и т.д. В спектакле к искусству С. относится всё, что окружает актёра (декорация), всё…
Считалки //
СЧИТАЛКИ, сумалли сăмахсем – жанр детского словесно-игрового фольклора. В чуваш. устно-поэтическом творчестве – небольшие произведения стихотвор. или прозаич. формы, распространённые среди детей млад. и сред. возраста. Используются при…
Сюжетосложение народной песни //
СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ – структурная основа развёртывания смыслового содержания поэтического текста, в устном народном творчестве определяется традиционными для каждой культуры композиционными формами и закономерностями. Выделяются 2 рода…
Сюита //
СЮИТА (франц. suite, букв. – ряд, последовательность) – инструментальное циклическое музыкальное произ­ведение из ряда контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. От сонаты и симфонии отличается отсутствием строгой…
Тÿт //
ТŸТ - [тют’], тÿттÿт [от тÿ – подражания дудению (по Н.А. Ашмарину)], карнис – чувашский духовой музыкальный инструмент народный , разновидность жалейки . Звук извлекается с помощью трости. Изготовлялся из дерева…
Тăм шăхлич(ĕ) //
ТĂМ ШĂХЛИЧ(Ĕ) [тъм шъхлич(ь)] (букв. глиняная свистулька) – один из чувашских духовых свистящих
Тăмра //
ТĂМРА [тъмра] – чувашский музыкальный инструмент народный , тамб
Тĕпел //
ТĔПЕЛ [тьбел’] – передняя часть избы чувашей. Деление жилища на перед. и заднюю, правую и левую половины традиционно было связано со столбом улчепи , сооружавшемся в центре избы в углу печи
Тавăрна //
ТАВ Ă РНА
Такмак //
"Пример-схема"ТАКМАК – широко распространённая в чувашском фольклоре песенная форма, встречающаяся в большинстве традиционных песенных жанров всех диалектов музыкальных . В «чистом» вид
Стр. [1...] [««] [«] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [»] [»»] [...45] 

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство