Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Сеспель Михаил Кузьмич
Дата рождения: 4.11.1899
Дата смерти: 15.6.1922
Место рождения: д. Шугурово Цивил. у. (ныне д. Сеспель Канаш. р-на)

СЕСПЕЛЬ (псевд., наст. фам. Кузьмин) Михаил Кузьмич [4.11.1899, д. Шугурово Цивил. у. (ныне д. Сеспель Канаш. р-на) – 15.6.1922, с. Старогородка Чернигов. губ. (ныне Чернигов. обл., Украина)] – поэт-реформатор, драматург, прозаик, государствен. и обществен. деятель. Учился в Шихазан. второклас. школе (1914–17), Тетюш. учител. семинарии (1917–19). Работал в Тетюш. судебно-следствен. комиссии (1919–20), председателем Ревтрибунала и зав. отделом юстиции ЧАО (1920). Был арестован по ложному обвинению (27 декабря 1920), освобождён на поруки товарищей (7 февраля 1921). Из-за резкого ухудшения здоровья выехал на ле­чение в Евпаторию (12 мая 1921), осенью поступил в Киев. художествен. школу, был призван в Красную Армию. После комиссования (27 декабря 1921) из-за обострения костного туберкулёза С. отправился к другу Ф. Пакрышню в с. Волчья Гора Остёр. у. Чернигов. губ. Поступил на работу в Остёр. уезд. земел. отдел делопроизводителем (15 марта 1922). Одновременно работал инструктором переселенческой комиссии, где принимал активное участие в организации помощи переселенцам из голодающих губерний Поволжья, поражённых неурожаем. 15 июня 1922 С. покончил жизнь самоубийством, что объясняют обострением его болезни и конфликтом с начальством из-за беженки-чувашки с двумя детьми. Останки С. впоследствии перенесены в Централ. парк г. Остёр (5 ноября 1954), где ему воздвигнут памятник-обелиск.

Периоды творчества С.: шихазан. (до августа 1917), раннететюш. (сентябрь 1917 – лето 1919), позднететюш. (лето 1919 – август 1920), чебоксар. (сентябрь 1920 – май 1921), крым. (июнь – август 1921), киев. (сентябрь 1921 – февраль 1922) и остёрский (март – июнь 1922). В эти отрезки жизни складывались темперамент и характер поэта, утверждались и эволюционировали этические нормы и эстетические вкусы, сложилась система взаимоотношений с окружающими людьми. Всё это сказалось на его творчестве, отразилось в поэтических произведениях – начиная с идеи, пафоса до стиховой системы.

В шихазан. период поэт активно усваивал традиции рус. поэзии 19 в., в то же время сочинял стихи в рамках чуваш. народ. эстетики и поэтики.

Раннететюш. период стал для С. периодом приобщения к мировой культуре. Особенно поэт любил героев романа Э.Л. Войнич «Овод» и песни нидерланд. повстанцев-гезов, идеализировал пламен. борцов за свободу. Противопоставление старой и новой России было типич. приёмом в поэзии тех лет. С. использовал его для выражения идеи борьбы против национал. гнёта чуваш. народа. В эстетической концепции ран­нететюш. периода наблюдаются две тенденции: созвучность пафоса его стихо­творений с пафосом произведений пролетар. поэтов «Кузницы» и овладение художествен. приёмами рус. символистов.

Лирическое в поэзии С. впервые раскрылось в позднететюш. цикле стихов. Воспевая человеч. красоту и возвеличивая идеал возвышен. чувств, С. проявил себя тонким лириком, различающим неуловимые оттенки звуков и красок. В исповедал. письмах воплотил свои чувства и переживания в цветосимволике. Данный приём был излюбленным у символистов. Основными цветами поэта были красный, зелёный и синий (голубой): красный символизировал борьбу за свободу, зелёный – плоть самого поэта и художника, синий цвет для С. был цветом любви. Но всё же главнее в стихо­творениях поэта – «живые звуки чувства». Изучая природу чуваш. языка, С. заметил его склонность к подражаниям звуку и светотени. В поэзии С. данного периода наблюдается органич. слияние образно-стиховой структуры с содержанием произведения. Здесь он при­дер­живался позиции В.Я. Брюсова, к-рый, в отличие от формалистов, не отрывал форму от содержания, а объяснял метрико-ритмический строй стиха в связи с рассмотрением его содержания.

В чебоксар. период творчества С. начал применять в своих стихах иные метафоры, тропы и фигуры речи. Всё это было необходимо для создания особой поэтики и нового стиля. Вскоре он разработал новый поэтический синтаксис и интонацию, теорию чуваш. силлабо-тонического стиха. Пытался соединить лучшие качества разных литератур. школ и создать школу, соответствующую духу революцион. преобразований. Ещё весной 1920, будучи в Казани на 1-м Всесоюз. съезде чуваш. секций и активных работников, он собирал вокруг себя молодых художников родного слова и обсуждал вопросы организацион. объединения чуваш. писателей. В мае 1921 С. выступил перед творческой интеллигенцией Чебоксар с докладом, посвящённым вопросу объединения литератур. сил. Тогда же он приступил к составлению сборника стихов чуваш. поэтов. Осенью 1920 С. усиленно работал над обновлением поэтики чуваш. стиха, кроме теоретич. работы («Стихосло­жение и правила ударения»), сочинил ряд оригинал. стихотворений програм. характера: «Чăваш чĕлхи» (Чувашский язык), «Чăваш ачине» (Сыну чувашскому), «Чăваш арăмне» (Чувашке). В данный период он в полный голос воспевал национал. раскрепощение, предсказывал расцвет языка, литературы и всей культуры родного народа. Находясь в заключении, он написал стихотворение «Йывăр шухăшсем» (Тяжкие думы), поэтика к-рого удивительно органично сливается с пафосом и содержанием текста, задумчивый и минорный тон достигнут разговор. интонацией и стихо­твор. размером дольника, очень близ­кого к верлибру. В чебоксар. период С. освоил поэтику многих жанров литературы, экспериментировал в стиле различ. литератур. школ, оставаясь при этом верным своему глав. эстетическому принципу – подчинению символов, образов и стихотвор. речи содержанию произведения. В создании образов он нередко обращался к христиан. мифологии. В поэзии С. данного периода ярко выражено личностное начало.

В стихах крым. периода индивидуал. «я» поэта полностью слилось с коллектив. «мы»: С. впервые выступил от имени всего народа. Июньский цикл стихов по стилю близок к магич. заклинаниям и языческим заговорам. Звукопись его стиха способствует непосредствен. ощущению, а через него – и наиболее полному пониманию содержания стихотворения. Июльский цикл стихов выделяется яркой символикой. Так, в стихо­творении «Çĕн Кун аки» (Пашня Нового Дня) имеется цветосимволика как раннего, так и зрелого периодов. Обновлённая образно-метафорическая система его поэзии оказалась способной создавать образы путём сближения самых далёких друг от друга понятий или круга явлений. В стихотворении «Тинĕсе» (Морю) С. изложил своё представление о поэте нового времени, в диалоге с морем лирический герой находит форму самоочищения. В данном произведении он проявил свой талант поэта и художника в полной мере. В крым. цикле стихов он добился гармонии индивидуал. и коллектив. сознания.

В стихотворении «Хурçă шанчăк» (Стальная вера), созданном в сентябре 1921, С. ещё не потерял былого пафоса и духа. В то же время он видел расхождение его идеала с действительностью. Примерно через месяц написал стихо­творение «Выç псалом» (Голодный псалом), в к-ром опять возник образ пригвождённой Родины. Время диктовало новую форму выражения настроений, отличную от чеканной силлабо-тонической ритмики ранних стихов. Ломалась мелодическая речь, увеличивалось значение молчаний-пауз в строках. Так, он вновь обратился к свободному стиху, ярким образцом к-рого является стихотворение «Кĕпер хывăр!» (Проложите мост!).

В остёрский период творчества С. вплотную начал интересоваться имажинизмом, в духе к-рого сочинил стихо­творение «Выдуманным глазам» (30 мая 1922). В отличие от «левых» имажинистов (В.Г. Шершеневич, А.Б. Мариенгоф и др.), С. никогда не ставил образ выше смысла, этим был наиболее близок к С.А. Есенину. В поэтику остёрского периода вошли проникновенные художествен. образы. Уподобляясь суровой действительности, он пытался выдавить из себя душу тонкого лирика: его лирич. герой груб и самоуничижителен.

С. написал несколько публицистич. статей и 2 рассказа: «Вăрман ачисем» (Дети леса, 1918) и «Истома» (1919), драму «Упик» (1921), в них выразил идею национал. свободы и равноправия народов.

О жизни и творчестве С. Ю.О. Збанацким написан одноимён. роман, Киев. киностудией им. А.П. Довженко снят фильм (1970). В Чебоксарах его именем названы улица, сквер, библиотека, установлен памятник, открыт музей; школа в с. Шихазаны Канаш. р-на носит имя С.; в родной деревне действует Мемориальный комплекс «Родина Михаила Сеспеля».

Соч.: Собрание сочинений. Ч., 1959.

Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Кăвар чĕре. Ш., 1979; Родионов В. Г. Энергия, воплощённая в слове // Сеспель М. Собрание сочинений. Ч., 1989.
Иллюстрации
М.К. Сеспель.
Обложка первого сборника стихов М. Сеспеля. Художник Ф.С. Быков. Чувашгиз. 1928.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство