Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Павлов Фёдор Павлович
Дата рождения: 13.9.1892
Дата смерти: 2.6.1931
Место рождения: с. Богатырёво Ядрин. у. (ны­не Цивил. р-на)

ПАВЛОВ Фёдор Павлович [13.9.1892, с. Богатырёво Ядрин. у. (ны­не Цивил. р-на) – 2.6.1931, г. Сочи] – поэт, драматург, композитор, дирижёр, общественно-политический деятель и организатор в сфере культуры. Один из основоположников чуваш. драматургии и профессионал. музыки. Окончил Симбир. чуваш. учител. школу (1911), Симбир. духовную семинарию (1916), учился в Северо-Восточ. археологич. и этно­графич. институте (г. Казань, 1918–19), Ленинград. государствен. консерватории (класс композиции профессора М.О. Штейнберга, 1930–31). Работал учителем пения Симбир. чуваш. учител. школы (1911–13); псаломщиком Кошлауш. церкви и учителем Кошлауш., затем Балдаев. земских начальных училищ Ядрин. у. (1916–17); мировым судьёй в Чебоксар. у. (1917–18); инструктором в отделе народ. образования Чебоксар. у. (1918–19); инструктором искусств Чуваш. секции Казан. губерн. отдела народ. образования и зав. театрал. секцией чуваш. отдела Народ. комиссариата национальностей (1919–20); зав. музыкал. секцией подотдела искусств отдела народ. образования Чуваш. автоном. обл. и преподавателем Чебоксар. музыкал. школы, дирижёром и руководителем Чуваш. национал. хора, юрисконсультом (1920–30) и др. С сентября 1930 начал учиться в Ленинград. государствен. консерватории, обучение было прервано болезнью.

Литератур. деятельность начал с сочинения стихотворений, объединённых в цикл «Памятник моей юности» (1909–13). Автор поэм в формах стихотвор. предания («Тевик», 1909) и философско-пейзаж. лирики [«Йăсăрка» (Метелица), 1910–13]. П. активно пользовался поэтикой чуваш. народ. песен, наилучшим образцом, подтверждающим это, являют­ся слова песни «Вĕлле хурчĕ» (Пчёлка, 1910).

Комедия «Сутра» (На суде) имеет первую (1917–18) и вторую (1919) редакции. Первоначал. вариант пьесы, законченный 3 января 1918, представляет собой попытку срисовать с натуры конкрет. судеб. расследование. В дальнейшем автор добавил детали, превращающие комическую ситуацию в комедию, в к-рой через философию народ. смеховой культуры драматург сумел выразить стремление человека к свободе и гар­монии в супруже­ской жизни. В народно-психологич. драме «Ялта» (В деревне) показаны люди времён империалистич. войны с их огрубевшими характерами и нравами, среди к-рых – Елюк, с её стремлением к личной свободе, чистой любви, являющаяся идеалом для драматурга. П. творчески развил концепцию личности в чуваш. литературе, впервые выработанную его предшественниками К.В. Ивановым, Г.А. Кореньковым и др. В своём творчестве сумел синтезировать чуваш. идею достижения гармонии и логику согласования с христианско-европейским пониманием времени и пространства.

К 1920 П. начала занимать идея национал. стихии, народ. духа. С этой точки зрения он вполне обоснованно стал отрицать театр только как искусство слова и полагал, что в нём должны синтезироваться все виды искусств: зрелище, музыка, слово, танец и т.д. Увлечение спецификой народ. песен привело его в историографию чуваш. музыки, затем в науку о национал. культуре, этнографию. Статью «Хитре (Чăваш юррисене сăнанинчен)» [Прекрасное (Наблюдения над чувашской песней), 1923] П. посвятил народ. эстетике. В своих науч. трудах он постоянно заострял внимание на гармонии природы и человека, на национал. характере различ. народов. По его мнению, профессионал. художествен. культура должна воплощать душу народа, его национал. черты. Но национал. характер является, как полагал П., непостоян. величиной, он изменяется и развивается вместе с самой жизнью.

Музыкой П. начал заниматься с юности. Разносторон. музыкал. навыки получил в годы обучения и работы в Симбир. чуваш. учител. школе (пение, игра на скрипке, дирижирование хором, оркестром, основы теоретич. знаний). Первым его творческим опытом стали неслож. обработки народ. песен (1912–13). Имеются также сведения о попытках создать вокально-инструментал. сцены для солистов, хора и оркестра «Чÿк» (Моление киреметю) и «Вăйă» (Хоровод) (ок. 1913, партитуры не сохранились).

В 1918 организовал из учителей Чебоксар. волости самодеятельные театрал. и хоровой коллективы, сделал несколько обработок для смешан. трёх- и четырёхголос. хора (опубликованы в 1919). В качестве основы использовал народ. песни – гостевые, молодёж., свадебные. Одно из наиболее удач. произведений П. этих лет – хор «Чĕн­тĕрлĕ кĕпер» (Мост резной) – первый случай применения им развёрнутой куплетно-вариацион. формы с яркой кульминацией в пятой строфе; внутри каждой строфы тонко введены дополнител. каденции, имитацион. проведения темы.

П. был и организатором культур. жизни Чувашии. Осенью 1920 участвовал в создании первой в Чувашии музыкал. школы, к 1-му съезду Советов области подготовил концерт с новым хоровым коллективом, певцы к-рого составили костяк Чуваш. государствен. хора (см. Чуваш­ский государственный академический ансамбль песни и танца). В 1920-е гг. выступал со статьями о путях развития национал. искусства. Призывая музыкантов, художников, драматургов использовать «родную песню, сцены национал. быта, узоры и поэзию деревни», он обозначил и конеч. цель развития национал. искусства – помочь массам подняться до общечеловеческих универсальных идей. В статье «Профессиональный чувашский хор и его национальное значение» (1921) предвосхитил путь, по к-рому потом действительно пошло чуваш. музыкал. искусство.

В музыкал. творчестве нач. 1920-х гг. (сохранилось ок. 10 обработок народ. песен, относящихся к этому периоду) П. продолжал расширять свой компози­торский арсенал. В нескольких песнях он применил куплетно-вариацион. или сквозную форму, напр., в известных «Олту» (Олду) и «Хăйматлăх юрри» (Песня посажёного отца). При этом П. тактично варьировал запев, стараясь не противоречить стилю народ. пения. Он всё свободнее распоряжался голосоведением и удвоениями, допускал не­обычные для хорального склада сочетания и даже резкости (напр., в зажигател. плясовой «Линкка-линкка», см. «Линкка»).

Во 2-й пол. 1920-х гг. П. сосредоточился на композитор. творчестве и дирижёр. выступлениях. В сочинениях «Çĕ­нĕ улах юрри» (Песня нового улаха), «Колхоз юрри» (Колхозная), «Малалла утар» (Дружно, в ногу), «Çĕнĕ юрă» (Новая песня), «Çĕнĕ такмаксем» (Новые частушки), «Хĕрлĕ салтак юрри» (Красноармейская) он стремился отразить мироощущение современ. человека, передавая его повышенным эмоционал. тонусом, бодростью интонаций и жизнерадостностью. П. создал первые образцы выразительного и достаточно виртуоз. фортепиан. аккомпанемента к своим песням. Среди них выдающейся ролью инструментал. партии выделяются хоры «Сĕрен» (Обрядовая), «Туй» (Свадебная), «Сăвă» (Хороводная). Крупным вкладом П. в развитие национал. искусства стало также создание им произведений для оркестров: симфонич. [фантазия «Сăрнайпа палнай» (Сарнай и палнай), 1928] и духового (марш «Вперёд, Красная Чувашия», 1930).

Его именем названы Чебоксар. музыкал. училище и улица в Чебоксарах.

Автор: М.Г. Кондратьев, В.Г. Родионов.
Лит.: Фёдор Павлович Павлов – композитор и драматург / ЧНИИ. Ч., 1984.
Иллюстрации
Ф.П. Павлов.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство