Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Алексеев Борис Алексеевич
Дата рождения: 27.4.1911
Дата смерти: 3.5.1973
Место рождения: д. Байсубаково Чебоксар. у. (ныне Чебоксар. р-на)
Звания и награды: Заслуженный артист РСФСР, народный артист Чуваш. АССР, народный артист РСФСР, народный артист СССР.

АЛЕКСЕЕВ Борис Алексеевич [27.4.1911, д. Байсубаково Чебоксар. у. (ныне Чебоксар. р-на) – 3.5.1973, Чебоксары] – актёр. По окончании театрального отделения Чуваш. музыкально-театрал. техникума (1932) принят в Чуваш. драматич. театр, где работал до конца жизни. А. отразил в своём творчестве основ. тенденции эпохи: связь творчества с важнейшими событиями, обществен. активность, высокую идейность, оптимизм и демократизм. Ещё в ранние годы своей сценической деятельности А. проявил актёр. индивидуальность – играл свободно и изобретательно, с азартом и фантазией, эффектно и психологически узнаваемо. Исполнительская техника, соединяясь с блестящим талантом перевоплощения, врождённой пластикой, музыкальностью и поражавшей всех работоспособностью, стала основой его актёр. мастерства. А. был замечательно сценичен и убедителен и в роли 50-летнего крестьянина [«Пĕр кун» (Один день) Е.В.Еллиева, 1933], и юркого хитрого монаха («Борис Годунов» А.С.Пушкина, 1933), молодого инженера Пети («Чудесный сплав» В.М.Киршона, 1934–35), и властного старого Дружка-Туйпуç («Айдар» П.Н.Осипова, 1935), и Павки Корчагина [«Хурçă мĕнле хĕрнĕ» (Как закалялась сталь) Н.А.Островского, 1937]. Актёр в роли Павки Корчагина отверг сложившуюся в совет. искусстве традицию изображения героя «в бронзе» и создал реалистич. образ, показал драматич. судьбу обыкновенного молодого человека, оказавшегося на перекрёстке истории: он отыскал в своём персонаже те живые человеческие черты (доброта, верность, честность), к-рые определили его победу в борьбе с жизнен. невзгодами, идейными врагами, со своими собствен. затаёнными слабостями. Исполнение роли Павки выдвинуло А. в число ведущих актёров театра. В годы Вел. Отечеств. войны А. работал режиссёром одноактных пьес, уполномоченным по гастролям, исполнял депутат. функции, но главное – совершенствовался, играя ро­ли: Ухтеркке [«Сутра» (На суде) Ф.П. Павлова, 1941], Яго («Отелло» В. Шекспира, 1942), Ленин [«Пăшаллă çын» (Человек с ружьём) Н.Ф. Погодина, 1942], Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1942), Серёжа [«Тăван çĕр-шывра» (В родном краю) П.Н. Осипова, 1944], Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского, 1945) и др. Актёр, исполняя роль Яго, виртуозно соединил в образе изящество, обаяние, солдатскую доблесть, весёлую безалаберность с хищной жестокостью и наглым интриганством. С помощью неожидан. актёр. находок шекспировский Яго стал убедителен и понятен как для чуваш. зрителя, так и для взыскательных профессиональных критиков. Значительный интерес представляла интерпретация А. образа Ленина: он добился не только портретного сходства, но и показал такого вождя, в к-рого верил народ: человечного и мудрого. В 1940–60-е гг. творчеству А. характерна широта диапазона образов. Проникнутые заразительным юмором герои – немного нелепого в своей бесхитростности Ухтеркке, фантастически наивного Бальзаминова, острогротескового маркиза Форлипополи («Трактирщица» К. Гольдони, 1945), вдохновенного лицедея Хлестакова – раскрыли свежесть и обаяние творчества А., его неповторимое комедийное мастерство. Комич. игра А. отличалась естественностью, внутренним огнём, неисчерпаемой весёлостью, выразительной мимикой, умением владеть телом, голосом. Глубокие, психологически неоднознач. роли классич. репертуара выявили богатство его драматич. возможностей. Он умел органично соединять бытовые и философские планы, тонко передавать сложную гамму чувств, подчёркивать подтекст образа, изображать благородство без гротеска, резко менять ритм игры, использовать деталь, паузу, импровизировать, не меняя общий рисунок образа. Таковы Перчихин («Мещане» А.М. Горького, 1955), Старик («Старик» А.М. Горького, 1961), Аким («Власть тьмы» Л.Н. Толстого, 1967) и др. Треть всех созданных им образов составили роли из чуваш. пьес: Муся [«Ялта» (В деревне) Ф.П. Павлова, 1947], Энтип («Энтип» В.Т. Ржанова, 1948), Дружка и Тохтаман в инсценировке поэмы К.В. Иванова «Нарспи» (1948, 1959), роли в пьесах И.С. Максимова-Кошкинского, П.Н. Осипова, Н.С. Айз­мана, А.Д. Калгана, А. Эсхе­ля, Г.Д. Харлампьева, Л.Н. Родионова, Н.Т. Терентьева и др. авторов. А. изображал особенности национального характера и темперамента правдиво, со знанием психологии, быта, обычаев и нравов родного народа. В спектакле «Нарспи» (1948) небольшую роль Дружки сыграл так, что свадебный эпизод стал едва ли не самым ярким событием. Обаяние, ощущение радости и счастья, исходившее от А., заражали партнёров и зрителей. Несколько лет преподавал в актёрской студии; помогал участникам художествен. самодеятельности.

Заслуженный артист РСФСР (1940), народный артист Чуваш. АССР (1943), народный артист РСФСР (1960), народный артист СССР (1969). В Чебоксарах его именем названа улица, на доме, где он жил в 1951–73 (ул. К. Маркса, 31), установлена мемориальная доска.

Автор: Т.Ф. Кашаева.
Лит.: Романова Ф.А. Борис Алексеев. Ч., 1980.
Иллюстрации
Б.А. Алексеев.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство