Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ, музыко­знание – наука о музыке, одна из областей искусствознания. Элементы на­уч. подхода к музыке содержались уже в высокоразвитых культурах Древнего мира (Китай, Индия, Греция и др.). В част­ности, ещё до н.э. китайским М. была описана 5-звуковая музыкал. система (пентатоника). Мыслителями Древних Индии и Греции были созданы теории ладов, систематизированы музыкально-поэтич. ритмы. Впоследствии их положения использовались и развивались в трудах теоретиков арабо-персид. мира. Эти и др. достижения древней и средневековой науки о музыке перерабатывались, входили в основы музыковед. концепций, принятых в развитых музыкал. куль­турах мира. В России самостоятел. музыкально-теоретич. мысль существует с 17 в. В 18–19 вв. обсуждаемые в рус. литературе и журналистике музыкально-эстетич. проблемы сосредоточивались на темах создания национал. рус. оперы, народ. основе композиторского творчества, исследовалась также теория и история церков. музыки. В росс. музыкально-этнографич. исследованиях 18–19 вв. зародилась и наука о чуваш. музыке (описания музыкал. быта в трудах этнографов, нотные публикации А.Ф. Риттиха, 1870, В.А. Мошкова, 1893). Самостоятел. развитие в самой Чувашии М. получило с 20-х гг. 20 в., когда появились первые музыкально-историч., фольклористич. и критич. публикации ряда местных авторов (композиторов и музыкантов-исполнителей). Первым чуваш. музыковедом-профессионалом стал Ю.А. Илюхин, регулярно публикующийся с 1950.

Основные отрасли М. – теория музыки, история музыки, музыкал. критика. Кроме этого, к М. относится ряд дисциплин, в большей или меньшей мере связанных с др. науками (музыкал. этнография, музыкал. акустика, музыкал. психология, музыкал. социология), а также дисциплины научно-методич. содержания: теории исполни­тельства (сольного и хорового пения, дирижёр­ского искусства, игры на различ. инструментах и в ансамблях), развития музыкал. слуха (сольфеджио).

Теория музыки исследует основные закономерности, установившиеся в процессе её историч. развития (соприкасаясь при этом с проблематикой эстетики), изучает отдельные элементы музыки в таких музы­кально-теоретич. дисциплинах, как мелодика (см. Мелодия), ритмика, гармония, полифония, инструментовка, музыкал. форма.

Первым теоретич. трудом по изучению чуваш. музыки стала книга В.А. Мош­кова «Мелодии чувашских песен». В дальнейшем теоретич. М. рассматривало вопросы национал. своеобразия чуваш. музыки – как народ. (исследования народ. музыкально-поэтич. системы в трудах Ф.П. Павлова, С.М. Максимова, Ю.А. Илюхина, М.Г. Кондратьева, С.В. Ильиной), так и композиторской (ряд публикаций по отдельным аспектам; существенные обобщения представлены в исследовании И.В. Даниловой, посвящённом проблеме становления национал. композиторской школы). В рамках деятельности специал. высших учеб. заведений Чувашии ведутся также научно-методич. исследования, издаваемые в трудах музыкально-педагогич. факультета Чуваш. государствен. педагогич. университета, факультета искусств Чуваш. государствен. университета, Чуваш. государствен. института культуры и искусств.

Историческое М. имеет целью воссоздание целостных картин развития музыкал. культуры как общечеловеческой (всеобщая история музыки), так и отдельных народов и стран, изучение истории жанров и форм музыки (напр., оперы, симфонии, сонаты и т.д.), ис­кусства композиторов и исполнителей. Истории профессионального музыкал. творчества Чувашии посвящены вышедшие в разных изданиях очерки И.В. Люблина (1933, 1934, 1935), Ф.М. Лукина (1950) и Ю.А. Илюхина (1967, 1969, 1970) в «Трудах» ЧНИИ, разделы в семитомной «Истории музыки народов СССР» (1970–97; авторы Ю.А. Илюхин, М.Г. Кондратьев, С.И. Макарова), работы М.Г. Кондратьева, А.А. Осипова, И.В. Даниловой, Т.А. Эррэ. Издан ряд монографий о жизни и творчестве композиторов, об истории музыкально-исполнител. коллективов, справоч. и учебно-методич. литература. Статьи Ю.А. Илюхина вошли в отечеств. шеститомную «Музыкальную энциклопедию» (1973–82).

Составной частью всеобщей истории музыки, так же как и истории музыки каждой отдельной страны и народа, изучения народ. музыкал. творчества и его специфических особенностей является музыкальная этнография, имеющая в Чуваш. крае богатую и длительную – более чем двухвековую – историю (см. Музыкальная фольклористика).

Важная роль в музыкал. культуре принадлежит музыкальной критике – анализу и оценке явлений современ. музыкал. практики. Во все периоды существования М. в Чувашии она занимала важное место в творческой работе музыковедов (см. Критика музыкальная).

С 1970-х гг. центром развития М. в Чувашии стал отдел искусств ЧНИИ (ныне Чуваш. государствен. институт гуманитар. наук), организующий науч. конференции, публикующий в своих изданиях статьи, монографии, справоч. материалы, отображающие вопросы развития народ., профессионального композиторского и музыкально-исполнител. искусств как в историч., так и в теоретич. аспектах. К деятельности этого специализированного отдела привлекаются музыканты-исследователи из др. учреждений, таких, как музыкально-педагогич. факультет ЧГПУ (при нём открыта аспирантура по специальности «музыкальное искусство», 1998), факультет искусств ЧГУ и др. Осуществляются совмест. проекты и издания.

См. также лит. при ст. Музыкальная фольклористика, Народная музыка, Критика музыкальная.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Ходяшев В.А. Музыковедение и музыкальная критика за 1971–1973 годы // Чувашское искусство. Вып. 4. Ч., 1975; Люблин И.В. Советская музыка Чувашии // Советская Чувашия: Национально-куль­турное строительство. М., 1933; Лукин Ф.М. Чувашская советская музыкальная культура // Записки [ЧНИИ]. Вып. 5. Ч., 1950; Жирнова Л.В. Хоровая культура Чувашии. Ч., 1965; Марков Б.С. Рождение музыкального театра Чувашии. Ч., 1965; Илюхин Ю.А. Чувашская АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957; Он же. Музыкальная культура Чувашии. Чувашская народная музыка. Ч., 1961; Он же. Композиторы Советской Чувашии. Ч., 1978; Он же. Григорий Хирбю. Ч., 1985; Ходяшев В.А. Геннадий Воробьёв: Краткий очерк жизни и творчества. Ч., 1968; Композитор Александр Васильев: Творчество в контексте времени и традиций / Сб. статей. Ч., 1999; Композитор Григорий Хирбю и его время: Исследования. Воспоминания и материалы. Ч., 2003; Эррэ Т.А. Чувашская опера. Ч., 1979; Она же. Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Приуралья. Ч., 1988; Михаил Иванович Глинка: Актуальность наследия // Труды факультета искусств ЧГУ. Вып. 1. Ч., 2006.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство