Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ГОМОФОНИЯ (от греч. homos – равный, одинаковый, phn – голос) – род многоголосия, в к-ром голоса разделяются на главный и сопровождающие. Принцип функционал. разделения пар­тий известен в фольклоре с давних времён (сочетание пения и инструментал. сопровождения, напр., волынки или скрипки). Кроме широкого понятия Г. существует более узкое – гомофонно-гармонич. склад. Он соответствует типич. виду Г., тесно связанному с мажоро-минор. ладофункционал. гармонией. Его отличает нормативная трёхслойность (мелодия + бас + аккорд). Сложились следующие основные типы гомофон. фактуры: а) аккордовый, б) тип развитой мелодии с аккордовым или фигурацион. сопровождением, в) полифонизирован. Г. Гомофонно-гармонич. склад прочно утвердился в европейской профессионал. музыке 17–19 вв. в опере, сольной песне с сопровождением, инструментал. музыке. Он сохранил свои позиции и в творчестве композиторов 20 в. В музыкал. искусстве молодых национал. композитор. школ России (в т. ч. и чуваш.) в связи с развитием назван. жанров гомофон. фактура получила преобладающее распространение. Связанная изначально с пением и инструментал. сопровождением, Г. проникает и в хоровую фактуру. Напр., в хоровой песне Ф.П. Павлова «Тÿттĕл» (Тютель) выделяется ведущий голос и сопровождающие, своего рода аккомпанемент, исполняемый хором.

Автор: С.И. Фёдорова.
Иллюстрации
Ф.П. Павлов. Тÿттĕл.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство