Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle от лат. aqua – вода) – краски, обычно на растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками. Основные качества – прозрачность красочного слоя, сквозь к-рый просвечивает тон и фактура основы (глав. обр. бумаги), чистота цвета. А. совмещает в себе особенности живописи (построение пространства и формы цветом) и графики (основ. выразительные средства – линия, штрих, пятно и др.). Специфич. особенности А. – размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В А., выполняемой кистью, часто вводится рисунок пером, карандашом. В Европе стала широко применяться с нач. 15 в. и служила глав. обр. для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин. Прикладное значение А. сохраняется и в наше время. Со 2-й пол. 18 в. А. стала применяться в пейзажной живописи. Первые профессионал. художники-акварелисты работали по увлажнённой бумаге. Во 2-й четверти 19 в. в Италии возникла манера плотной многослойной живописи А. по сухой бумаге. Возможна и моделировка форм мелкими мазками, штрихами, точками, широкими цветовыми заливками. Многие художники применяют смешанную технику, где А. используется в соединении с гуашью, тушью, пастелью, карандашами и др.

В чуваш. искусстве А. как самостоятельная форма станковой графики утвердилась лишь в 1930-х гг. Ю.А. Зайцев создал серию акварел. пейзажей Чувашии и Башкирии, И.Т. Григорьев работал в жанре натюрморта. В годы Вел. Оте­честв. войны акварел. техника пре­обладает в силу доступности и быстроты работы, возможности её использования в сложных воен. условиях. Художники республики продолжали творить на фронте и в тылу – это С.Ф. Скрябин (пейзажи освобождён. Совет. Армией территорий: «Украинский пейзаж», «В кубанской станице», «Казимеж на Висле», 1943–44); Н.Д.Мохов («Подарки бойцам», 1941); П.В. Сизов («Отправка на фронт», 1943) и др. Во 2-й пол. 20 в. А. получила широкое распространение. В этой технике работали и работают Д.И. Ар­хангельский, Н.К. Сверчков, И.Т.Григорьев, Л.М. Акцынова, А.В. Акцынов, Ф.П. Осипов, А.А. Ефейкина, Э.М. Юрьев, Н.И. Садюков, В.П. Пет­ров (Праски Витти), В.Г. Бритвин, Т.Л. Зверева, Г.П. Маринин, В.Г. Милославская, П.В. Петров, И.А. Улангин, И.Г. Наумова, Е.А. Никифорова, Е.С. Поляков и мн. др. Однако художников, всецело посвятивших своё творчество акварел. живописи, немного. Среди них В.А. Баталов, С.Ф. Скрябин, В.Я. Арапов, Е.Е. Бургулова, Н.В. Фёдоров, М.М. Гаврилов, А.Л. Мухин. Техника А. использована в книжной иллюстрации художниками П.В.Сизовым, А.И. Миттовым (поэма К.В. Иванова «Нарспи»), А.Т. Скворцовым, В.И. Агеевым, М.А. Ильиным, М.М. Михаэлис, В.В. Гуриным, В.Г. Бритвиным и др. Произведения художников-акварелистов экспонируются на всеросс., регионал., республикан. выставках. В 1940 состоялась первая выставка чуваш. графики, куда вошли произведения акварел. живописи, в 1963 и 1976 – Республикан. выставки книжной, станковой графики и акварели в Чуваш. художествен. галерее. Кроме того, в разное время состоялись персонал. выставки произведений художников-акварелистов Чувашии.

Автор: А.И. Мордвинова.
Иллюстрации
А.А. Ефейкина. «Цветы из леса». 1980.
Д.И. Архангельский. «Церковь Воскресения. Чебоксары». 1925.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство