Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

БАЛЕТ [франц. ballet от позднелат. ballo – танцую] – музыкально-сцениче­ское искусство, основным выразительным средством к-рого является танец, разновидность хореографического искусства. Искусство Б. в Чувашии представляет балет. труппа Чуваш. го­су­дар­ствен. театра оперы и балета (ЧГТОиБ). Её основой стал выпуск Ленинград. акаде­мич. хореографич. учи­лища им. А.Я.Вагановой (ЛАХУ, ны­не Академия русского Б.), к-рое в 1966 за­кон­чи­ли 12 посланцев Чуваш. Респ.: Г.С. Васильева, Л.Ю. Ивановская, В.А. Александров, А.Ф. Фёдоров, Н.Н. Никифо­ров, Ю.А. Свинцов, Н.М. Михай­­лов, В.И. Иванов, Л.М. Клементьева, М.Н. Крыло­ва, Н.И. Дульская, С.В. Еф­ремова. Первым балет. спектаклем стала «Жизель» А. Адана (премьера 19 мая 1967), затем – «Шопениана» (1969), перенесённая на чуваш. сцену пе­дагога­ми ЛАХУ К.В. Шатиловым, Н.В. Беликовой, Н.П. Румян­цевым. 1-я пол. 1970-х гг. ознамено­валась появлением чуваш. Б. «Сарпиге» (1969), «Арзюри» (1975) на музыку Ф.С. Васильева. Художественно ценная хореографич. разработка чуваш. темы в Б. принадлежала Н.Н. Никифорову (в создании Б. «Сарпиге» принимал участие В.Ф. Богданов). Эта линия была продолжена В.В. Тимофеевым, осуществившим попытку воплощения современ. темы в одноакт. Б. на музыку «Космической симфонии» А.В. Асламаса (1975). Репертуар труппы пополнялся новыми редактор. версиями и переносами классич. балет. спектаклей «Лебединое озеро» (1971) – постановка В.В. Захарова, «Щелкунчик» (1972) – перенос В.А. Александрова, «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность» (1977) – в редакции В.В. Тимофеева. Поиск оригинал. репертуара осуществлялся в жанре одноакт. Б.: появляются «Франческа да Римини» (1974) в постановке Я.З. Лив­шица, «Пахита» (1975) – балетмейстер-постановщик М.М. Сайдалиева, «Тиль Уленшпигель» (1975) в постановке В.В. Тимофеева. Работы последнего отличала значител. балетмейстер. техника и особая изысканность хореографии. Лидерами труппы первого десятилетия стано­вятся Г.С. Васильева, Л.Ю. Ивановская, Ю.А. Свинцов, В.С. Корольков.

В 1978–82 труппой руководили А.Л. Андреев и Н.М. Стуколкина. Им удалось значительно повысить качество работы балет. труппы, привнести на чуваш. сцену дух петербург. школы. Среди их постановок был национал. Б. «Чудесная вышивальщица» В.А. Ходяшева (1979). В эти годы выдвигается новая плеяда солистов: О.В. Серёгина, В.Н. Трощенко, С.А. Львова, Е.И. Никандров, С.П. Егоров. В 1983–89 глав. балетмейстером театра становится Р.Г. Ибатуллин. Формируя репертуар, он обращался к рус. балет. классике рубежа 19–20 столетий – Б. «Египетские ночи» А.С. Аренского (1984); к музыке современ. композиторов. Постановка Б. «Сотворение мира» А.П. Петрова (1983) определила новое направление хореографич. развития труппы. В 1986 вновь ставится балет «Сарпиге». Интерес к ориентал. теме проявился в постановке «Тысячи и одной ночи» Ф. Амирова (1989). Большой успех у публики имел поставленный Р.Г. Ибатуллиным рок-Б. «451° по Фа­рен­гей­ту» на музыку С. Корнилова (1987). Принципиально новыми для чуваш. сцены стали тема, музыкал. и хореографич. решение этого спектакля. В постановках Р.Г. Ибатуллина раскрылись творческие возможности Е.Г. Лемешевской, Г.Ф. Никифоровой. Значител. событием музыкально-театрал. жизни республики стала постановка Б. «Лебединое озеро» (1988) – третья в истории театра, в редакции К.М. Сергеева, осуществлённая К.М. Сергеевым и Н.М. Дудинской. Хореографич. лексика труппы обогатилась в работе над Б. «Порги и Бесс» на музыку Дж. Гершвина (хореография М.Л. Лавровского, 1988).

Новым в репертуар. политике на протяжении 1980–90-х гг. стало создание балет. спектаклей для дет. аудитории. Таковыми явились «Доктор Айболит» И.В. Морозова, поставленный Р.Г. Ибатуллиным (1984); «Буратино» А.Л. Рыбникова в постановке Ф. Бикбулатова (1990); «Пюрнеске» на музыку А.П. Галкина, поставленный В.А. Будариным (1994). Кроме того, В.А. Бударин, руководивший труппой в 1990–92, поставил Б. «Угаслу» А.Н. Лоцевой (1991); триптих «От классики до модерна», объединивший три одноакт. Б. на музыку Л.Минкуса, Р.Шумана и И.Ф.Стравинского (1992). Долгую сценич. жизнь имел поставленный им Б.-водевиль «Женитьба Бальзаминова» на музыку В.А. Гаврилина (1992). В балет. труппе появилась новая солистка – Т.П. Андреева.

В 1992 глав. балетмейстером театра становится В.Н. Трощенко, уже проявивший себя постановками одноакт. Б. «Моцарт и Сальери» (1986), «Мерсе­дес», «Последний шаг» (1987). Его первой крупной работой был «Полёт в Шанхай» (1992), представивший органич. сплав автор. хореографии с музыкой Ж.-М. Жарра. В.Н. Трощенко осуществил несколько редакций классич. Б.: «Дон Кихот» (1995) – третья постановка на чуваш. сцене, «Спящая красавица» (1996); поставил одноакт. Б. «Кармен-сюита» (хореография А. Ал­он­-со, 1993). В 1994 в репертуаре театра появился Б. «Арлезианка», поставленный Э.А. Смирновым. Организатор. деятельность глав. балетмейстера воплотилась в учреждении ежегод. Балетного фестиваля (1997). В рамках второго фестиваля состоялась премьера Б. «Зора» (1998), поставленного В.Н. Трощенко на музыку Л.В. Чекушкиной. Художествен. руководителем балет. труппы 1998–2000 являлась О.В. Серёгина, осуществившая хореографич. редакцию Б. «Щелкунчик» (2000). В эти годы выдвигаются солисты Т.Н. Альпидовская, Т.Ю. Вдо­вичева, О.В. Рожевич, В.В. Ши­манская, М. Адыр­хаев.

С 2000 художествен. руководство балет. труппой стала осуществлять Г.С. Васильева. С театром начинают сотрудничать известные хореографы-постановщики. В репертуаре появляются Б. на музыку С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в оригинал. хореографии Ю.В. Пузакова (2001), изыскан. стилистикой отличается «Золушка», поставленная Б.В. Бланковым (2003). В расчёте на балет. труппу ЧГТОиБ и её солистов (Е.Г. Лемешевскую, А.Р. Ахметзянова, Б. Бадамсамбуу, А.И. Хисамутдинова) Ю.В. Пузаков создаёт автор. Б. «Любовь под вязами» на музыку С. Барбера и Л. Бернстайна (2003). Границы хореографич. возможностей коллектива раздвигает поставленная Б. Бланковым классич. «Баядерка» (2002). Свобод. пластика импровизаций характеризует Б. «Юнона и Авось» А.В. Емельянова на музыку А.Л. Рыбникова (2004). Хореография Б.И. Мягкова способствовала раскрытию ансамблевых качеств труппы в Б. «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина, «Дама с камелиями» на музыку Дж.Верди (2005, 2006). Основу труппы в эти годы составляют солисты Т.П. Андреева, Т.Н. Альпидовская, Е.Г. Лемешевская, О.В. Се­рёгина, В.В. Шиманская, Б. Бадамсамбуу, А.И. Хисамутдинов, В.В. Шустиков, О.А. Попов, С.Г. Ре­шетов. С 2011 художествен. руководителем балет. труппы является Д.В. Салимбаев.

Среди гастролей балет. труппы выделяются творческие отчёты ЧГТОиБ в Ленинграде (1989), Москве (1990), гастроли в Новокузнецке и Кемерове (2001), выступления на сценах Одес. театра оперы и Б. (1995, 1998), Каир. театра оперы и Б. – АРЕ (1995), в Испании (1999, 2004, 2006, 2009, 2010), Китае (2008), Италии (2009). Молодые солисты труппы принимали участие в Международ. конкурсе артистов Б. «Арабеск-96» (г. Пермь), 8-м Международ. конкурсе артистов Б. (Москва). Существовавшая при театре хореографич. студия с 1999 преобразована в хореографич. отделение Чебоксар. музыкального училища им. Ф.П. Павлова.

Автор: И.В. Данилова.
Иллюстрации
Сцена из балета "Сарпиге" Постановка 1986. Чувашский государственный музыкальный театр.
Сцена из балета "Лебединое озеро". Постановка 1988. Чувашский государственный музыкальный театр.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство