Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

АРИЯ (от итал. aria) – жанр вокальной музыки, художественно и композиционно завершённый номер в опере, оратории или кантате, исполняемый солистом в сопровождении оркестра. Основ. функции А. – образно-музыкал. характеристика персонажа, драматургич. обобщение определён. этапа сценич. действия и демонстрация вокально-технич. возможностей исполнителя. Мелодич. язык А. отличается особой выразительностью интонаций преимущественно кантиленного склада. В чуваш. музыке А. как сольный эпизод музыкально-драматич. спектакля появляется в 1935 (А. Лизук из музыкал. комедии «Хаваслăх» В.М. Кривоносова). Характер. чертой интонацион. строя чуваш. А. является сочетание народно-песен. и русских классич. ариозно-кантиленных интонаций. В чуваш. музыке представлены несколько разновидностей А.: песенно-ариозная (А. Сарби, «Шывармань» Ф.С. Васильева), ариозно-речитативная (молитва Тайби, «Чакка» А.Г. Васильева), речитативно-декламационная (А. Тохтамана, «Нарспи» Г.Я. Хирбю). В отличие от других сольных эпизодов музыкально-драматич. произведения (ариозо, каватина, песня, куплеты и др.), А. обладает развёрнутой формой, построен. на контраст. сопоставлении нескольких музыкал. тем, что позволяет воплощать различные эмоционал. состояния действующего лица (А. Сетнера из «Нарспи» Г.Я. Хирбю). Встречаются также жанровые разновидности А.: монолог (монолог Чакки, «Чакка» А. Васильева), баллада (баллада Садая, «Шывармань») и др.

Автор: С.В. Ильина.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство