Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ – избираемые населением на определённый срок коллегиальные, представительные органы публичной власти, де-юре органы власти в советском государстве. С 1918 по 1936 действовали Советы рабочих, крестьян. и красноармейских депутатов, в 1936–77 – С.д. трудящихся, с 1977 – Советы народ. депутатов. Советы выполняли одновременно представитель­ские (законодател.), исполнительно-распорядител. и контрол. функции, их деятельность противоречила принципу разделения властей. Депутаты советов работали, как правило, на непрофессионал. основе, должны были исполнять наказы избирателей. С.д. представляли стройную систему от мест. советов до Верх. Совета СССР.

В Чувашии первые С.д. начали возникать после Февральской революции 1917. До весны 1918 существовало несколько типов С.д.: советы рабочих и солдат. депутатов, советы солдат. депутатов, советы крестьян. депутатов. 17 марта 1917 в Чебоксарах образовался совет граждан. депутатов, к-рый 13 апреля 1917 слился с созданным в этот же день Чебоксар. советом рабочих и солдат. депутатов. В 20-х числах марта 1917 было положено начало Алатыр. совету рабочих и солдат. депутатов. Самостоятел. совет солдат. депутатов возник в г. Ядрин в мае – 1-й пол. июня 1917. В 20-х числах мая 1917 на 1-м крестьян. съезде Цивил. у. образован уезд. совет крестьян. депутатов, но он оказался нежизнеспособным. Совет крестьян. депутатов Цивил. у. вновь соз­дан 20 августа 1917. В Алатыр. у. исполком уезд. совета крестьян. депутатов организован на 2-м крестьян. съезде (8–9 июня 1917). 13 июня 1917 избран исполком Ядрин. уезд. совета крестьян. депутатов. 11 октября 1917 возник Чебоксар. уезд. совет крестьян. депутатов. С.д. формировались на широкой демократической основе и стали альтернативой официал. органам власти и самоуправления (Времен. правительства и земства), формой массового участия рабочих, солдат, крестьян, интеллигенции, горожан в обществен. и политич. жизни.

После свержения Времен. правительства С.д. резко активизировали свою политич. деятельность. Лидирующие позиции в С.д. Чувашии заняли левые эсеры и большевики. Перелом. моментами на путях к тотал. советизации стали роспуск Учредител. собрания и законодател. акты, принятые 3-м Всеросс. съездом советов (январь 1918), к-рые знаменовали собой начало юридич. и фактич. создания однород. совет. политич. системы, в к-рой, кроме С.д., не оставалось места др. органам мест. управления. Зимой–весной 1918 в Чувашии постепенно стала оформляться более или менее стройная организация уезд. совет. аппарата. Сложился единый тип С.д. – Советов рабочих, крестьян. и красноармейских депутатов. С созданием уезд. совет. аппарата развернулась организация волост. и сел. С.д. Первые волост. советы в Чувашии появились в январе 1918, к лету С.д. в Чуваш. крае были организованы повсеместно. В июне 1918 в Чебоксар. у. имелось 16 волост. советов, Цивил. – 13, Ядрин. – 17, Алатыр. – 16, сформирован 121 сел. совет. Одновременно с созданием совет. организации происходил процесс ликвидации прежних органов мест. власти – земств и город. самоуправлений. Однако С.д. не успели и не сумели утвердиться в качестве подлин. органов власти и полноцен. субъектов управления. Со 2-й пол. 1918 пошёл обратный процесс – ослабление механизма совет. государственности. С.д. были устранены от непосредствен. руководства, реал. власть перешла к большевист. партийным комитетам и различ. чрезвычайным и воен. органам. Граждан. война, хозяйствен. кризис, обострение социал. противоречий, общий низкий политич. и культур. уровень населения, идеологические постулаты правящей партии способствовали этим процессам.

Переход к новой экономической политике сопровождался демократизацией совет. политич. системы, к-рая выра­зилась в теории и практике политики «оживления советов». В общих чертах она проявилась в стремлении сузить сферу администрирования со стороны партийных органов, декларировании разделения функций коммунистич. пар­тии и советов, организацион. укрепления С.д., повышения их роли в социально-экономич. строительстве, дебюрократизации С.д. Этим целям служили меры по организационно-политич. укреплению советов: в 1921–22 ВЦИК принял положения о советах губерн., уезд. городов и посёлков город. типа, о губерн., уезд. и волост. съездах советов и их исполнител. комитетов, о сел. советах, к-рые более чётко определили права и обязанности советов на местах. В феврале 1921 Президиум ВЦИК принял постановление о регуляр. перевыборах советов и созыве в установлен. сроки съездов советов. В целях укрепления материально-технич. положения низовых советов в Чувашии с 1 октября 1924 вводился волост. бюджет. Расширились права и обязанности сел. советов. В 1927 в Чувашии в их ведение перешли мест. земел. дела и вопросы развития сел. хозяйства. Вводился бюджет и организовывались исполкомы во всех сел. советах с населением не менее 1 тыс. чел. Комплекс мер по расширению прав и обязанностей был проведён в феврале 1928 и в отношении город. советов. Дебюрократизации С.д. должно было служить и создание отраслевых секций, к-рые были организованы во всех волост. и сел. советах. В их работе, кроме членов С.д., участвовали представители кооператив., профсоюз. и др. обществен. организаций. В 1926 при 1152 сел. советах Чуваш. АССР создано 1305 секций; при волост. исполкомах 116 секций, при город. исполкомах советов их функционировало 20. До районирования 1927 система С.д. включала съезды Советов, Централ. исполнител. комитет (ЦИК) Чуваш. АССР, уезд. и волост. съезды советов, уезд. и волост. исполкомы, город. и сел. советы. С образованием исполнител. комитетов районов прекратили своё существование уезд. и волост. исполкомы. Вместо 5 уезд. и 55 волост. исполкомов советов сформировано 17 район. исполкомов, число сел. советов сократилось с 1167 до 812. В 1928–29 продолжено укрупнение сел. советов. Их число в республике уменьшилось до 620. Эта сеть сел. С.д. фактически сохранилась без корен. изменений до 1954. Одним из глав. направлений политики «оживления советов» стала активизация участия граждан в их перевыборах. Согласно резолюции Октябр. пленума ЦК РКП(б) 1924 в кон. 1925–26 в стране провели широкую избирател. кампанию. В Чувашии она прошла с ноября 1925 по январь 1926. В этих выборах сократилось количество лиц, лишённых избирател. прав: с 1,5% в 1924 до 0,9% в 1926, произошёл рост активности электората: в сел. местности в них участвовали 41,5% (в 1924 – 31,6%). Доля коммунистов в составе сел. совет. органов сократилась с 2,9% в 1924 до 2,1% в 1926, беспартийных, напротив, увеличилась с 93,3% до 94,5%.

Отказ от нэпа сопровождался свёртыванием процессов демократизации совет. системы. Был выдвинут лозунг – «Советы лицом к колхозу», позднее он трансформировался в «Советы лицом к колхозу, к производству», к-рый означал, что роль С.д. в совет. политич. системе сводится к механизмам осуществления коллективизации и выполнения задач индустриализации. Окончател. концептуал. оформление новая политика в отношении С.д. получила в лозунге «Советы – проводники генеральной линии партии», сформулированном на Объединён. пленуме ЦИК и ЦК ВКП(б) в декабре 1930. Глав. условием перестройки С.д. признавались их перевыборы. Итогами избирател. кампании 1930–31 явились ощутимые изменения партийного и социал. состава советов. В сел. советах Чувашии доля членов партии и комсомола увеличилась с 8,1% в 1929 до 12,3% в 1930–31, в их пре­зидиумах – с 24,7% до 29,8%. Колхозники среди депутатов составили от 1/5 до 2/3 состава. На долю батрацко-бедняц. части и рабочих в сел. советах приходилось 57% (в 1929 – 39,5%), сре­ди председателей сельсоветов – 93,1% (40,3%). В сфере совет. строительства фактически произошёл возврат к практике периода «военного коммунизма»: командно-административ. методам руководства партийных комитетов совет. органами, мелочному вмешательству в их оператив. деятельность. Проверка состояния работы советов, проведённая в июне–июле 1936 во всех С.д. Чувашии, показала полную дезорганизацию, широкое распространение бюрократизма, формализма, администрирования в их работе, слабую связь с населением.

Ко 2-й пол. 1930-х гг. истин. сущность политич. режима отчётливо проявлялась в расхождениях между декларациями Конституции СССР 1936 и политич. реалиями. Конституция установила новое название – С.д. трудящихся как политич. основы совет. государства, и новую избирател. систему. Вместо непол. избирател. права, осуществлявшегося непрямым голосованием, вводилось всеобщее избирател. право и прямое тайное голосование. Ограничения и неравенство по социал. принадлежности в избирател. правах ликвидировались. Но практика выдвижения единствен. кандидата в депутаты, подобранного партийными органами, сводила демократизм избирател. процедур на нет. 18 июля 1937 принят Основной закон Чуваш. АССР, повторявший все глав. положения союз. Конституции. После выборов в Верх. Советы РСФСР и Чуваш. АССР (26 июня 1938) изменилась организация централ. представительных органов автономии. Съезд Советов и ЦИК заменил Верх. Совет (в промежутке между его сессиями органом государствен. власти считался Президиум Верх. Совета Чуваш. АССР). Завершили перестройку совет. системы выборы 24 декабря 1939 в мест. С.д. Чуваш. АССР. Эти выборы окончательно установили тра­дицию безальтернативности и формал. характера избирател. кампаний, просуществовавшую вплоть до кон. 1980-х гг.

В годы Вел. Отечеств. войны переход жизни на воен. лад изменил структуру, полномочия, методы и формы деятельности С.д. Принцип коллегиальности не соблюдался даже формально: основная организатор. работа сосредоточилась в руках исполнител. комитетов, сессии С.д. проходили нерегулярно, перевыборы совет. органов во время войны не проводились, их полномочия были продлены. Организатор. деятельность С.д. преследовала цель создать и развивать воен. хозяйство.

С окончанием войны началась работа всего совет. государствен. аппарата в соответствии с условиями мирного времени. В феврале 1947 состоялись первые послевоен. выборы в Верх. Советы РСФСР и Чуваш. АССР, в декабре того же года – в мест. С.д. В результате этих выборов в Чуваш. АССР были избраны 3 город. С.д. республикан. подчинения, 4 город. С.д. район. подчинения, 8 поселковых и 621 сел. советов. В 1954 в связи с укрупнением колхозов проведено укрупнение сел. советов: в республике было создано 368 вместо 612 сельсоветов. 22 января 1957 ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами», в к-ром определялись задачи активизации работы С.д. и вовлечении граждан в работу советов. В 1958 в составе мест. советов Чувашии работало 1627 постоян. комиссий, объединявших 7 тыс. депутатов и свыше 16 тыс. активистов. Увеличился депутат. корпус в Верх. Совете с 96 до 140 чел., в мест. советах число депутатов возрастало с 9–25 до 25–27 чел., в районных с 25–60 до 75 и более чел. 1960–80-е гг. характеризовались резким противоречием между общим прогрессом норматив­но-правовой базы советов в направлении расширения их функций, демократизации с реал. практикой. Права С.д. использовались мало, а законы в значител. ме­ре не реализовывались. Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 КПСС узаконивалась как «ядро политической системы», партия официально стала несущим элементом государствен. структуры.

В годы перестройки совет. политич. система подверглась радикал. преобразованиям. Контуры её реформы определила 19-я Всесоюз. конференция КПСС (июнь 1988). Важными состав. компонентами этого процесса должны были стать разграничения функций партийных и государствен. органов, обеспечение реал. полновластия советов, подзаконности исполнительно-распорядител. органов. Первым шагом реформы явилась демократизация избирател. системы, основными принципами к-рой бы­ли альтернативность, состязательность, гласность. В марте 1990 состоялись выборы в Верх. Совет Чуваш. АССР: на 200 депутат. мест было зарегистрировано 566 кандидатов. В марте этого же года проводились выборы в 19 район., 9 город., 3 район. в Чебоксарах, 7 поселковых и 119 сел. советов народ. депутатов. Избрано 1074 народ. депутата. В апреле 1990 прошло повтор. голосование в указан. С.д. Чуваш. АССР, доизбрано 89 депутатов. Расширились полномочия представительных органов, усилилась гласность в их деятельности. Особенно прогрессив. было законодател. обновление экономич. основ деятельности С.д. Мест. самоуправление официально декларировано и гаран­тировано в 1990. Реализация реформы С.д. сопровождалась противоречиями и трудностями. Направленность советов на получение более эффектив. административ. рычагов для управления своей территорией пришла в противоречие с общей логикой и практикой экономич. реформы кон. 1980-х гг., фактически нерешёнными остались проблемы зависимости представительных учреждений от аппарата управления, замены отраслевой системы управления на территориальную, подмены совет. органов пар­тийными и т.д.

В нач. 1990-х гг. социально-политич. ситуация в стране изменилась корен. образом. Произошли глубокие трансформации экономич., конституцион. и государствен. основ Росс. Фед. и Чуваш. Респ. Кардинал. изменения государствен. власти Чувашии произвела 17-я сессия Верх. Совета Чуваш. Респ. (19–24 ноября 1993): главой республики и её исполнител. власти стал Президент Чувашской Республики, создан новый высший законодател. и представительный орган – Государственный Совет Чувашской Республики. На основе Указа Президента Росс. Фед. от 26 октября 1993 «О реформе местного самоуправления Российской Федерации» изме­нялось мест. самоуправление: деятельность С.д. различ. уровня прекращалась, их функции возлагались на соответствующие администрации. См. также Депутат, Верховный Совет Чувашской Республики, Областной исполнительный комитет, Центральный исполнительный комитет Чувашской АССР.

Автор: В.Н. Клементьев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство