Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КЕРАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – один из видов декоративно-прикладного искусства. Материалом К.х. служит глина, производство осуществляется при высокой температуре обжига. Делится на различ. формы: произведения, предназначен. для украшения интерьера (скульптура, предметы мелкой пластики, декоратив. вазы и др.), бытовые, празднич. (чаши, блюда, миски, братины и др.), строительно-архитектур. (плитки, изразцы, скульптур. детали и др.). Возникновение, становление и развитие К.х., в отличие от керамики народ. и промысловой (см. Народное искусство), нашли свои проявления в основном в творчестве профессионал. мас­теров. Первые произведения созданы в 1940-е гг. Е.И. Ефремовой: комплект керамич. изделий «Чувашский квасник» (плоскодон. тарелка и кувшин). В их форме и украшении использованы народ. традиции, а также элементы изобразител. творчества, синтез орнамента и фигуры женщины со снопом нашёл гармонич. сочетание.

В 1969 при Чебоксар. кирпич. заводе открыта экспериментал. лабора­тория керамики, где руководителем группы керамистов работала О.А. Дуняк. Высокохудожествен. являются её сервизы «Деревенский», «Для пива» (1970–76), «Чувашская кухня» (1977–80). Изделия покрыты светлой поливой, цвет. глазурью, узорами, придающими им национал. колорит. Творчество О.А. Дуняк оказало заметное влияние на чуваш. декора­тивно-приклад. искусство. Своеобразным стимулом для развития К.х. явились выставки копий произведений народ. творчества из фондов Музея антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде, организованные Респуб­ликан. научно-методич. центром (Че­бок­сары, 1970-е гг.). Фигуры из обожжён. глины, созданные Л.А. Конаревой и М.А. Михайловой на основе экспонатов выставок, сформировали принципы целого направления в развитии чуваш. керамики (богини: красоты «Илем», пахотной земли «Анамăш», природы – «Шыв», «Вут» и т.д.).

С кон. 20 в. производством бытовых и сувенир. изделий керамики занимаются в цехах ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов» и ОАО «Чебоксарская керамика». С 1992 в Чебоксар. художествен. училище ведётся обучение по специальности «Керамика», руководители: О.А. Дуняк, О.И. Ксенофонтов (до 1997), с 1998 – О.А. Афимьина. В 2004 отделение «Керамика» открылось на художественно-графич. факультете Чуваш. государствен. педагогич. университета. При правлении Союза художников Чувашии существуют мастерские «Художественный фонд» и обществен. организация «Ассоциация мастеров народных художественных промыслов и ремёсел Чувашии», являющаяся членом ассоциации «Народные художественные промыслы России». При Торгово-промышлен. палате Чуваш. Респ. создана «Гильдия ремесленников», в к-рой состоят более 60 мастеров.

С 2000-х гг. К. х. поднялась на новый уровень. Высокохудожествен. произведения создаются О.А. Дуняк («Родная мелодия», «Свадьба», «Декоративный рельеф» и др.), М.А. Михайловой («Киремет», «Покровитель скота», «Домовой»), О.А. Афимьиной («Колокола», «Дракон», «Вспоминая античность»), Г.В. Изратовой («На току», «Сеятели»), В.А. Курочкиной («Дракон», «Звонница»), И.В. Фёдоровой («Штоф и рюмки», «Чувашский орнамент») и др.

Автор: А.А. Трофимов.
Лит.: Трофимов А.А. Мастера народного искусства и художественных промыслов. Предприятия и мастерские. Ч., 2004; Афимь­ина О.А. Керамика. Ч., 2004.
Иллюстрации
Е.И. Ефремова. "Чувашский квасник". 1948.
О.А. Дуняк. Триптих "Свадьба". 2001.
М.А. Михайлова. "Дерево "Киремет" (тарелка). 1988; сосуд "Леший". 1989. Л.А. Конарева. "Ожидание" (тарелка). 1990. О.А. Афимьина. Чайник "Колосок". 2005. И.В. Фёдорова. Декоративные сосуды. 2006.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство