Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ИЗВОЗ – перевозка грузов и пассажиров тягловым скотом. Существовал в виде натуральной повинности (подводная повинность) и как один из неземледельческих промыслов. Извозный промысел получил развитие с распространением товар. отношений с 17 в.: ясачные крестьяне нанимались на зимнюю перевозку товаров (хлеба, соли и др.). В 18 в. с увеличением объёмов торговли росло число крестьян и цеховых, занимавшихся И. В сер. 18 в. к купцам в качестве извозчиков нанимались крестьяне Алатыр. Троицкого монастыря, в 1753 в Чебоксарах мест. и иногород. купцами было нанято 940 подвод. В 19 в. с развитием пароходства уменьшилось количество крестьян, занятых вывозкой товаров (прежде всего хлеба) за пределы Чуваш. края. Резко сократилось число извозчиков после вступления в строй Московско-Казан. желез. дороги: по переписи 1897, в Алатыр. у.  И., как побоч. занятием, занима­лись 173 чел., в Бу­ин. – 116, Курмыш. – 166, Козьмодемьян. – 215, Тетюш. – 25, Цивил. – 29, Чебоксар. – 60, в Ядрин. – 66, по преимуществу русских; в Казан. губ. в 1897 – лишь 72 чуваша. В качестве времен. заработка местным И. занимались немало крестьян в каждой волости: их число напрямую зависело от урожайности зерновых. Существен. роль И. играл в годы нэпа. Со 2-й пол. 20 в. перевозку осуществляют автомобильным транспортом, И. утратил прежнее значение.

Автор: С.Н. Кодыбайкин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство